“Отцы и Дети. И их Баб-Деды”

Размышляя о межпоколенном конфликте Отцов и Детей – конфликте традиции и новаторства – вижу в нём бесценное топливо для развития человечества, энергию движения.

Сам конфликт содержит в себе взаимную претензию«Ты не такой!» от обеих противостоящих сторон, родителя и подрастающего дитя.

Со стороны традиции – родительским импульсом претензии движет любовь-страх за подрастающее поколение. Родитель знает как надо жить в непростом, недружелюбном мире. И требует, настаивает, чтобы его любимый проект (выпестованный, потребовавший огромных вложений) – дитя, следовало проторенным дорогам. Воздавая при этом благодарность Родителю, прошедшему их ранее. В том числе и ради него, ребёнка, прошедшему. Ощутимость болезненных шишек Родителя, утверждают его внутреннюю правоту и достойность получить благодарность.
(Вот что нам нужно! – сказало моё внутреннее дитя-новатор, – День Благодарения родителей! Этот праздник заменит сомнительные 8 марта, 23 февраля, и, по сути, 9 мая.)

Со стороны Детей – юных, чувствительных, с носом по ветру – лучше слышен дух изменений. Лучше ощутимы места нового русла, куда хочется жить.  Это идёт изнутри, через тело.

«Перемен требуют наши сердца,

Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен –
Перемен!
Мы ждем перемен»

Их претензия «Ты не такой!» содержит нетерпеливое желание оторваться от предков, повернуться в сторону «таких» – созвучных и согласных быть попутчиками, чтобы следовать новому – и презрение к родительской глухоте (устойчивость глуховата и тяжела на подъём – факт) улавливать этот дух перемен и кайфовать в сопричастности ему.
«Сейчас – надо не так!»,
«Тогда – надо было не так!,
« Там впереди –  не так, как вы знаете!» – звучит юными голосами.
Родители, освоившие устойчивость, не хотят перемен. Они должны их не хотеть. Такая их задача – укореняться и толкать на-гора, добытые из приземлённой устойчивости соки для нежной поросли.
Юные же, напротив, имеют задачи, для решения которых – нужно хотеть перемен. Признав родительское «нетаким», следовать внутреннему зову к поиску своего «так».
Энергии много, конфликт пылает, искры летят.
Кого-то в нём не хватает… Того, кто способен увидеть эту силу и посмотреть на неё с любовью. На обе стороны конфликтующих. На части процесса.
Баб-Дедов!
Мудрых и любящих теперь уже незамутнённой любовью. Интегрировавших через любовь к тем и другим – к детям и внукам – их противоположные импульсы. И приподнявшись над личными желаниями, кроме одного – чтобы после них всё продолжилось.

Прохлада разумности прозрачна и чиста. В ней видна правильность обеих позиций. Частичная, но важная правда каждого.
Одни – хранители. Закрепиться и взрастить нежное.
Другие – испытатели. Взять свежее, окрепшее и направить в неведомое новое. С жизненными целями и ценностями. Утомившись – осесть, укорениться и стать хранителем.
Отцы и Дети выносят на поверхность энергию. Мудрые старики объединяют её любовью.
Реки текут, жизнь движется.

А в жизни реальной конечно всё бьётся как может. Безумно меняясь местами. Где среднее поколение, порой, играет роль объединяющих баб-дедов. Потому что находит себя способным, сплавлять в себе противоречивые тенденции своих престарелых родителей-детей и собственных детей. Или так. Третье поколение, оглядываясь назад не находит никого, кто способен сварить воедино процессы. И тогда, либо гибнет в хаотичных импульсах, либо геройски воплощает все три ипостаси.

P.S. Почему помогающий практик вроде бы мама, но не мама?
Потому что он/она – Бабушка. Мудрая, способная видеть правду с разных сторон.

Другие статьи по теме